ruenfrde

Б.Н. Абрамов – ученик Е.И. и Н.К. Рерихов. Духовно-нравственное совершенствование как путь к мировой общине

Башкова Н.В.

канд. филос. наук, сотрудница ТулРИЦ и Музея Б.Н. Абрамова в г. Венёве

 

Публикация: Булгаковские чтения: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Русский космизм в идеях и лицах». – Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018. – С. 59-66.

 

      

 

Борис Николаевич Абрамов (1897–1972) – духовный ученик и последователь всемирно известного художника и общественного деятеля Н.К. Рериха и мыслителя-гуманиста Е.И. Рерих. В историю русской философской мысли он вошёл как автор уникального многотомного труда – нравственно-философских записей, получивших при издании название «Грани Агни Йоги» [1]. В этих книгах развиваются философские и духовно-практические аспекты Учения Живой Этики (Агни Йоги), составленного Е.И. и Н.К. Рерихами в сотрудничестве с их индийскими духовными Учителями в 1920-1940 гг. [2].

Учение Живой Этики традиционно относят к религиозно-философскому крылу русского космизма. Однако существенные особенности этого учения (пантеистическое понимание Бога, наличие восточных доктрин – карма как закон моральной причинно-следственной обусловленности, циклические перевоплощения духовной индивидуальности и др.) обусловливают выделение его рядом исследователей в отдельное направление [3]. К нему принадлежит и творческое наследие Б.Н. Абрамова.

Отметим, что мировоззренческие идеи Б.Н. Абрамова гармонично выражены также в его поэтическом, музыкальном и живописном творчестве. Он писал стихи и рассказы на духовно-нравственные темы, сочинял вокально-инструментальные произведения, рисовал акварели – пейзажи и символические картины [4, 5]. Его художественное творчество наполнено стремлением передать красоту и одухотворённость жизни, приоткрыть завесы тайн многомерного бытия, утвердить высокое назначение человека как мыслителя и творца.

Судьба Бориса Николаевича сложилась очень непросто. Он уроженец Нижнего Новгорода, где в 1915 г. окончил Дворянский институт Императора Александра II (по статусу – классическая гимназия). Через год, будучи студентом юридического факультета Московского университета, со 2-го курса был призван на военную службу. Позже как офицер Белой армии он прошёл всю Гражданскую войну, в том числе трагический Великий Сибирский Ледяной поход под командованием генерала В.О. Каппеля, и вынужденно покинул Родину в 1920 г. До 1959 г. жил в г. Харбине (Китай), ставшем крупным центром русской эмиграции на Востоке.

Трагические события первой четверти ХХ века изломали сотни тысяч людских судеб, с предельной силой обострив для многих смысложизненные вопросы. С приездом Харбин, после вторично перенесённого тифа Борис Николаевич очень много читает: Евангелия, русскую классику (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой), книги по теософии, восточной философии и йоге (Е.П. Блаватская, Рамачарака). 1920-е годы – период напряженных духовных исканий. В одном из писем он резюмирует: «…Я узнал – не умом, не логикой, а чем-то другим, – что наше знание человеческое – ничто (само по себе <…>), что все религии истинные (ибо идея каждой – Бог), что существует мир Христа и Будды, Сократа и Эпикура, Канта и Толстого, мир такой далёкий и чуждый всему тому, что можно выразить одним словом – обывательщина; что в человеке от создания мира есть две возможности: стать животным и человеком, – и что всё это во мне…» (30.01.1922) [4, с.614-615].

В 1934 г. произошла судьбоносная встреча Б.Н. Абрамова с Н.К. Рерихом и его сыном, востоковедом Ю.Н. Рерихом, посетившими Харбин во время Маньчжурской экспедиции. Под руководством Н.К. Рериха проходили регулярные встречи «Содружества», объединившего небольшой круг русских эмигрантов. Борис Николаевич глубоко проникся духовно-философскими и культурно-просветительными идеями Рерихов, стал сотрудником Русского комитета Пакта Рериха по защите культурных ценностей в Харбине. С 1936 г. и до конца жизни Е.И. Рерих Б.Н. Абрамов состоял с ней в переписке, имевшей глубокий, сердечный характер [4, с.465-534].

Б.Н. Абрамов работал химиком-лаборантом в организациях Китайско-Восточной железной дороги, заведующим студенческим клубом в Христианском Союзе молодых людей. В 1950-1959 гг. в Харбинском Политехническом институте был преподавателем русского языка и последние три года – консультантом китайских преподавателей русского языка.

Борис Николаевич с женой Ниной Ивановной стремились исполнить завет своих духовных Учителей Н.К. и Е.И. Рерихов о возвращении в Россию, страну будущей новой культуры. Это удалось им осуществить в 1959 г. в период хрущевской оттепели. С 1961 г. и до конца жизни Абрамовы жили в г. Венёве Тульской области. Здесь же они похоронены.

С 1993 г., когда стали публиковаться философские записи Б.Н. Абрамова, почитатели наследия Рерихов широко узнали о его имени и творческом наследии. С 1997 г. в Венёве стали проходить ежегодные Абрамовские чтения (до 2017 г. – Венёвские). Они проводятся в выходной день, ближайший к дате его рождения – 2 августа. С 2011 г. организатором Чтений стал Тульский Рериховский исследовательский центр (ТулРИЦ). Абрамовские чтения объединяют людей из разных городов России и ближнего зарубежья. Они носят культурно-просветительный, исследовательский характер.

В 2017 г., когда отмечался 120–летний юбилей со дня рождения Б.Н. Абрамова, в г. Венёве усилиями общественности открыт Музей его имени [6]. Музей создан как филиал комплекса «Музей Н.К. Рериха» Сибирского Рериховского Общества (СибРО, г. Новосибирск). Его работа ведётся на волонтёрской основе сотрудниками ТулРИЦа и СибРО. Экспозицию Музея составили редкие фотографии, скан-копии архивных документов, личные вещи, издания трудов мыслителя, высококачественные репродукции картин Н.К. Рериха и Б.Н. Абрамова.

На жилом здании, построенном в середине 1980-х гг. на месте дома, где последние 7 лет жили Абрамовы, обновлена в 2017 г. Мемориальная доска с барельефом мыслителя [7]. Годом ранее возле торца этого здания по инициативе ТулРИЦа создан Сквер имени Б.Н. Абрамова, ставший звеном памятного туристического маршрута.

В 2015 г. автором статьи была подготовлена передвижная философско-художественная выставка «Верхний путь Духа: жизнь и творчество Б.Н. Абрамова». Она экспонировалась в филиале Центральной библиотеки и в Доме культуры Венёва (08.2015–02.2016 гг.), в Государственном Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге (10.2015 г.), в Тульском областном художественном музее (02-03.2016 г.) и параллельно прошла в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына в Москве (02-04.2016 г.). На Венёвских чтениях 2016 г. состоялось открытие ответной фотодокументальной выставки «Путёвку многим в жизнь он дал» из Дома русского зарубежья об истории Харбинского политехнического института.

В 2017 г. автором статьи и другими исследователями были обнаружены ценные документы в разных архивах России (РГВИА, РГАВМФ, ГАХК). Часть из них представляет собой анкеты, лично заполненные и заверенные Б.Н. Абрамовым. В них впервые охарактеризованы самые драматичные этапы его жизни: участие в Первой мировой войне, Гражданской войне, пути и причины эмиграции. На основе открывшихся сведений автором статьи написана подробная персональная статья в Википедии.

Начало работы Б.Н. Абрамова над нравственно-философскими записями «Грани Агни Йоги» относится к 1940 г. Последней датой является 5 сентября 1972 г., день его ухода из жизни. За малым исключением, мыслитель подвижнически трудился над записями ежедневно, сохраняя уникальный насыщенный ритм на протяжении всей жизни. Отсюда и поразительный результат такой творческой дисциплины – более 26-ти томов философских размышлений и духовно-практического опыта.

Понятийный аппарат, основные проблемы и подходы к их рассмотрению, образный строй «Граней Агни Йоги» аналогичны книгам Учения Живой Этики, что подтверждают современные исследователи [8, 9, 10]. Стиль изложения записей, при всей его близости к Живой Этике, отличается индивидуальным своеобразием, присущим Б.Н. Абрамову.

Уже на начальных этапах творческого процесса Б.Н. Абрамов был далек от присваивания себе (а значит, от личного авторства) тех глубоких идей, которые стал записывать. В этом проявилась традиция анонимности знания и истины как таковых, подчеркивающая их общечеловеческую природу, которая не может быть чьей-либо собственностью. Е.И. Рерих, знакомая с записями Бориса Николаевича, поддержала его, отметив, что этот труд является результатом его сотрудничества с духовным Учителем, дававшим книги Живой Этики [4, с.530].

Философская система Учения Живой Этики и «Граней Агни Йоги» во многом созвучна мировоззренческим установкам русского космизма, хотя и включила в себя ряд идей восточных учений. Это соответствие обнаруживается в таких онтологических характеристиках, как пантеизм, монизм, панпсихизм, гилозоизм, энергетизм, глобальный эволюционизм и объективный телеологизм [9]. Целью эволюционного пути земного человечества утверждается сознательное строительство мировой общины, каждый член которой входит в неё добровольно и равноправно как творческая личность, созидающая в соответствии с принципами общего блага, красоты, беспредельного познания и совершенствования. Идея о том, что космос наполнен различными формами высоко разумной жизни, по преимуществу уже достигшими могущества, мудрости и счастья, роднит концепции Н.К. и Е.И. Рерихов, Б.Н. Абрамова и К.Э. Циолковского. Мировая община человечества вольётся в перспективе в единую космическую общину. При этом, естественным ростом творчески-строительных сил разумных существ космоса служит путь преодоления неорганизованных, неупорядоченных сил материи (разной степени плотности). Сознательное зло на Земле (т.е. творимое людьми, наделенными разумом) предстаёт здесь как трагическая особенность её эволюции, которую неправомерно распространять на жизнь всего космоса.

В Живой Этике и «Гранях Агни Йоги» идея мировой общины основывается на мощном базисе онтологических и философско-антропологических представлений о многомерности бытия и человека, беспредельности жизни и бессмертии человеческого духа как высшей части его многоуровневой природы, цикличности взаимообусловленного существования человека в земном и надземном мирах. Именно познание и дальнейшее глубинное преображение внутренней, духовно-психической природы человека открывают перспективы постижения многомерной жизни космоса и расширения сферы жизнедеятельности человечества. Духовно-психическое развитие человека обуславливает также его физическое здоровье, долголетие, работоспособность. В этом же русле лежит решение проблемы бессмертия [11].

В связи с этим путь сознательного духовно-нравственного совершенствования утверждается доминантным вектором приложения творческих сил человечества. Техницистские способы его оздоровления и даже бессмертия, роботизация и другие внешние способы социального и личностного развития (например, в американском трансгуманизме) играют здесь служебную роль, строго подчинённую духовно-нравственным ценностям. «В человеке всё: вся механика и техника Вселенной, – отмечается в «Гранях Агни Йоги». – …Цель – вооружить человека без единого аппарата. В нем <заключены – Н.Б.> самые ценные и точнейшие аппараты из всех существующих» [1, 1952 г., § 96].

В рассматриваемой концепции движущей силой целостного развития человеческого микрокосма выступает дух (духовное начало), который отличают от понятия сознания. Духовное начало является активной, созидательной силой (ультра-утончённой, безличной, космической энергией) – именно его постоянные, мощные импульсы участвуют в формировании индивидуального сознания (и самосознания) личности. Сама эволюция человека понимается как одухотворение, то есть глубинное преобразование всех уровней его психофизической природы в более высокое их качество, их упорядочивание и согласованность под главенством духа. Другими словами, утончение и развитие микрокосма происходит через осознание и раскрытие в человеке качеств и свойств духа. «Эволюция, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – есть утверждение высших импульсов духа в материи низшей для её… утончения и возвышения. Подняться самому и поднять с собою Землю – такова задача духа огненного» [1, 1954 г., § 157].

Близкое понимание роли духовного начала и определение его через понятие энергии мы находим в трудах религиозных мыслителей конца XIX – первой половины XX вв. (Л.М. Лопатина, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.А. Ильина и др.).

Так, Н.А. Бердяев в работе «Дух и реальность» утверждал: «…Дух есть энергия, действующая внутри всех реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы…». «Дух не тождествен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух же переступаются границы сознания и происходит переход в сверхсознание» [12, с.381, 380]. Поэтому духовность означает «достижение высшей качественности целостного человека», «победу духа над хаотическими душевными и телесными элементами» [12, с.383].

И.А. Ильин, исходя из христианской традиции философствования, давал красивую гирлянду созвучных Живой Этике определений духа, который есть «энергия действования», «концентрация сил», «воля к Совершенству», «сила поющего сердца». Поэтому главное призвание духа «состоит в самостроительстве и самоуправлении», что делает его «живой силой самоосвобождения» [13, с.52, 58] человека.

Философская мысль С.Н. Булгакова развивалась в русле софиологии и христианской аскетики, которые содержат, по существу, ту же идею трансформации низшего «эго» человека через его подчинение духу. «Человек знает в себе своё высшее я, как гениальность, которою наделяется каждый… И задачей земного человеческого творчества является… найти свой подлинный, вечносущий лик, себя выявить. <…> Это путь не только прямой, но, по существу, и единственный…» [14, с.212].

В «Гранях Агни Йоги» многосторонне рассматриваются принципы развития сознания человека, регулирования его ментально-психических функций и реакций, формулируются правила внутренней работы над собой, своими личностными качествами и творческим потенциалом. Здесь исследуется широкая палитра смысложизненных вопросов: сущность творчества и постоянное повышение качества своего труда, эволюционная неизбежность жизненных препятствий и стойкость духа в их преодолении, значение сердца как средоточия духа, природа сна, интуиции и парапсихических проявлений, соотношение сферы чувств и разума, направления научных исследований в области изучения тонко-энергетической природы человека и мира и др.

По мысли Б.Н. Абрамова, сознание каждого человека представляет собой смешение противоречивых мыслей, чувств и желаний, как созидательных, нравственных, так и негативных, эгоистических. В его сердце происходит постоянная, ежеминутная борьба между тем, что созвучно высшим ценностям жизни и идеалам добра, и тем, что противостоим им. От того, каких элементов больше в человеке, что побеждает в нем в ситуациях выбора и принятия решений, напрямую зависит его индивидуальная палитра духовных, психических и физических восприятий, реакций и качеств.

С психолого-практической стороны, духовно-нравственное совершенствование подразумевает интенсификацию процесса управления ментально-психическим потоком своего сознания, самоконтроля, духовной дисциплины. Чем тоньше развита аналитическая способность человека в процессе рефлексии, тем более глубокие слои психики (сознательные и бессознательные) он способен затронуть и повлиять на состояние протекаемых в них процессов [15].

На страницах «Граней Агни Йоги» мы находим подробный анализ обширного спектра позитивных нравственных, познавательных и волевых качеств сознания, которыми человек постепенно должен овладеть, и противоположных, негативных свойств, подлежащих контролю и постепенному изживанию. Автором статьи осуществлена систематизация позитивных качеств в композиции «Цветок духовных качеств» [16]. Она воплощает в наглядной и простой форме (даже для обыденного сознания) глубокие идеи о духовном богатстве человека.

Именно через позитивные, лучшие качества сознания ярко проявляется высшая, духовная природа человека. В этом контексте духовность можно определить как симфонию нравственных качеств человека, гармоничное звучание духовного начала в его микрокосме. Человек призывается к воплощению и мужественному отстаиванию принципов духа в своем внутреннем мире и внешней деятельности. «…Служение Космосу, – отмечается в Учении, – есть проведение в жизнь высших принципов…» [17]

Бедствия и войны ХХ века уже в планетарном размахе показали, сколько ужаса может породить безумная агрессия, алчные страсти, безудержный эгоизм и фанатизм людей. На глазах одного поколения разрушались и возникали империи и государства, сменялись политические режимы и идеологии – и все эти внешние пертурбации с особой силой обратили внимание думающих людей на их главный источник – невежественное человеческое сознание. Нравственная философия с её сугубо пристальным отношением к внутреннему миру человека, будучи традиционно приоритетной областью русской философии, получает в ХХ в. новый виток осмысления – в космическом масштабе. Философия русского космизма, артикулированная в текстах Учения Живой Этики и «Граней Агни Йоги», выразила глубинный жизнеутверждающий потенциал нравственной философии как единого общечеловеческого ядра подлинной культуры. Только нравственно осмысленный космос может иметь беспредельные перспективы развития. Только нравственный человек несет в себе творческую силу, направленную к созиданию красоты, гармонии и общего блага. В этом контексте общечеловеческое нравственное содержание, в какой бы религиозной, философской, социальной или культурно-исторической форме оно ни существовало, способно стать основой мировой этики, как общечеловеческой, так и космической. По мысли многих русских космистов, именно мировая этика призвана объединить как измученное в противоречиях сознание человека, так и разобщенную целостность человечества, а также открыть перед ним грандиозную возможность сознательного вхождения в космическую общину.

 

Список литературы и примечания

  1. Грани Агни Йоги. 1951–1972 гг. Новосибирск: “Алгим”, 1993–2018. К 2018 г. издано 26 томов, охватывающих период с 1951 по 1972 гг. Издание (и переиздание) их продолжается.
  2. Учение Живой Этики. М.: МЦР, 1994–1996.
  3. Аблеев С.Р. Универсум сознания. Философские проблемы сознания в евразийском антропокосмизме: научная монография. Тула: Папирус, 2009. С. 11-21. Здесь: «евразийский антропокосмизм».  Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма / Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001. С.407-408. Здесь: «эзотерический антропокосмизм».
  4. Абрамов Б.Н. Устремленное сердце. Сборник (Записи. Рассказы. Стихи. Письма Е.И. Рерих к Б.Н. и Н.И. Абрамовым). Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2012.
  5. Абрамов Б.Н. Путь Горний. Для голоса в сопровождении фортепиано: Нотный сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2009. С 2007 г. вокальные произведения Б.Н. Абрамова звучат в исполнении солистов Новосибирского театра оперы и балета.
  6. Адрес Музея Б.Н. Абрамова: Тульская обл., г. Венёв, ул. Советская, д. 15, кв. 17.
  7. Первая Мемориальная доска была установлена в 2007 г. к 110-летию со дня рождения Б.Н. Абрамова.
  8. Аблеев С.Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма. Диссертация… доктора филос. наук. Киров, 2010.
  9. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма: монография. М., 2013. 2-е изд.
  10. Самохина Н.Е. Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ). Диссертация… доктора филос. наук. Москва, 2008.
  11. Башкова Н.В. Диалектика вечного и преходящего в новой иммортологии русских космистов / Русский космизм: философско-антропологический проект: сб. научн. статей. СПб: СПбГИЭУ, 2012. С.278-286.
  12. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Философия свободного духа. М., 1994.
  13.  Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
  14. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М, 1994.
  15. Принципы и методы внутренней работы над собой в рассматриваем учении заслуживают отдельных, достаточно обширных исследований. Многие из них активно используются в современной психолого-педагогической и медицинской практике: самовнушение, визуализация, контроль ментально-психического потока сознания и др.
  16. URL: http://etikavomne.ruhttp://этикавомне.рф (дата обращения 20.03.2018)
  17. Учение Живой Этики. Беспредельность. § 781.

 

Начало страницы