ruenfrde
Скрыть оглавление

Будда и шестнадцать Великих Архатов. 1930

Публикуется по изданию:

Рерих Ю.Н. Будда и шестнадцать Великих Архатов / Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. Пер. с франц. А.А. Малыгин. – Самара: ИД «Агни», 2000. С. 107–117.

 

 

Будда и шестнадцать Великих Архатов

Серия из семи танок из провинции Кам в Тибете

(Коллекция Ю.Н. Рериха, Нью-Йорк)

Семь танок, представляющих Будду и шестнадцать Великих Архатов (тиб. gnas-brtan bču-drug), происходят из важного ламаистского монастыря в Чамдо тибетской провинции Кам.

Этот монастырь был разрушен и полностью сожжен тибетскими отрядами в 1918 году, во время ожесточенного сражения между тибетцами и китайскими войсками под командованием полковника Пэнга, занимавшими город. После этих событий город и монастырь были частично восстановлены, но художественные сокровища, принадлежавшие старому монастырю, были разграблены и далеко увезены мародерами. Часть из них осела в частных коллекциях Тибета, другая – была распродана в Китае.

Серия танок, которую мы рассматриваем, представляет собой характерный образец восточно-тибетской школы искусства; она отличается изысканными тонами и замечательной композицией.

Серия называется «Воплощенный Лама (тиб. sprul-sku) Чамдо» и посвящается ламе, жившему в XVIII веке.

На танке, изображающей Шакьямуни и двух его великих учеников, слегка поврежденная надпись повествует нам о том, что вся серия была написана, или воздвигнута (тиб. sku-bsanׄ wa – благоговейное выражение, которое используется в Тибете в отношении священных изображений), чтобы почтить уход Воплощенного Ламы монастыря Чамдо Nagdbaṅ՚phrin-las dpal-bzanׄ-po и заручиться его будущим перевоплощением. Немногое известно об этом деятеле ламаистской церкви. Те незначительные сведения, которые мне удалось собрать, сообщают о том, что лама был уроженцем Конгпо на юго-востоке Тибета. Он умер в Литанге, на пути в Китай. Его следующее воплощение состоялось также в Литанге.

Современный воплощенец родился в Пхула в Мад-Каме; говорят, что он переродился около 1901 года. До своего разрушения монастырь Чамдо пользовался значительным влиянием среди воинов кампа, уроженцев Кама. Танки подобного типа, иногда глиняные изображения, представляющие покойного, часто жертвуются в дар монастырям богатыми покровителями, а их исполнение всегда доверяется известным мастерам. Для подобных танок используется только золото и краски самого лучшего качества, а после окончания работы над ними они освящаются (rab-gnas) во время торжественной религиозной церемонии. Эти танки представляют собой одно из самых ценных сокровищ монастыря, как по причине приписываемой им духовной мощи, так и благодаря красоте, присущей им вследствие безукоризненного исполнения.

Исследуемые нами танки – произведения одного из мастеров Кама, выдающийся образец восточно-тибетской школы, относятся к работам, которые часто причисляют к китайско-тибетскому искусству XVIII века. Контуры изображений и пейзаж, который обрамляет второй план танок, исполнены самим художником, а не скопированы (тиб. tshags-pa) или напечатаны посредством досок (тиб. par ҫing), как у большинства обычных изображений; отсюда – значение танок для истории тибетской живописи, а также изысканность рисунка. Эти семь танок исключительны как по точности рисунка, так и по красоте исполнения.

Гамма цветов подобрана с большим художественным вкусом, и колорит выгодно отличается от обычных изображений из Центрального Тибета. Фигуры и тела персонажей расписаны золотом очень высокого качества, которое практически уже не встречается на современных свитках, обычно расписанных золотом, изготовленным в Европе или Китае, а не подлинным золотым порошком Тибета, продаваемым крошечными блюдечками.

Автор полотен – уроженец Кама, его родина всегда была подвержена сильному влиянию китайского искусства, чем и объясняется определенно китайский характер пейзажей, образующих второй план. То же влияние в одеяниях персонажей, а символическая орнаментация подтверждает сильный отпечаток китайской культуры. Возможно, более тщательные исследования художественной школы Восточного Тибета раскроют нам определенные черты, восходящие к великому межнациональному искусству Центральной Азии. В ряде случаев позы изображенных архатов сильно отличаются от канонических изображений полотен Центрального Тибета. Это различие обусловлено, возможно, китайским влиянием. Множество атрибутов, помогающих отождествлять архатов, новы и никогда не встречаются на танках, принадлежащих центральнотибетской школе.

Художник следует порядку тибетского списка архатов, и наше описание будет ему соответствовать. Основными фигурами каждой танки являются архаты, на оставшихся местах художник изобразил сцены из жизни Будды. Некоторые из них удивительной красоты исполнения.Ил. I. Центральная танка. Шакьямуни, Шарипутра и Маудгальяяна.  В верхних углах: Дипанкара и Майтрейя

Центральная танка представляет Шакьямуни, восседающего на лотосовом троне (padmāsana) в позе медитации. Его лик спокоен и полон величия. Художник с большим искусством выразил этот величественный момент в жизни Будды. Левая рука со знаком Колеса Жизни на ладони (санскр. dharmacakra) исполняет мудру медитации (санскр. dhyānamudrā); правая рука касается земли, утверждая решимость к достижению полного знания Будды. Фигура и тело – золотого тона. Нижнее одеяние – цвета желтой охры с зеленой подкладкой. Мантия, или bla-gos, цвета темной охры, накинутая на левое плечо, – богато украшена золотым рисунком. Согласно неукоснительным правилам буддийского обряда, монашеская одежда должна состоять из нескольких кусков тканей, сшитых в предписанном порядке. На танках это уложение продемонстрировано с помощью цветных полос, которые разделяют мантию на определенное количество квадратов. Голова Будды увенчана пурпурным нимбом, из которого исходит золотое пламя.

Спинка трона орнаментирована согласно канону: вверху изображен Гаруда, затем апсары, драконы, слоны, единороги и, наконец, богатый растительный орнамент. Настоятели монастырей и ламы-воплощенцы имеют троны, украшенные в том же стиле. В Тибете можно увидеть некоторые такие троны из дерева, украшенные резьбой тонкой работы. Они представляют собой настоящие произведения искусства.

В левом верхнем углу изображен Дипанкара – Будда прошлого, а в правом – Майтрейя, Будда будущего.

У подножия трона Величайшего стоят на цветах лотоса двое его учеников: Шарипутра и Маудгальяяна. Оба они опираются на посохи индийских паломников (санскр. khakkhara; тиб. khar-gsil); Маудгальяяна держит в левой руке чашу для милостыни (pātra). Перед троном находится обычный столик приношений, стоящий на цветке лотоса.Ил. II. Танка, подписанная «1-я справа».  Вверху: справа – Ангаджа, слева – Аджита.  Внизу: справа – Ванаваси, слева – Калити

Танка № 2, обозначенная «первая справа» (gyas-dânpo) на закрепленном сзади тибетском ярлыке, представляет первых четырех архатов тибетского списка. Верхний ряд демонстрирует нам Ангаджу и Аджиту. Архат Ангаджа (тиб. Yan-lag-՚byuṅ) изображен в китайском кресле резного дерева, ноги его спущены. Это необычная поза для архата, который обычно изображается со скрещенными ногами в индийской манере; однако, кажется, это одна из характерных деталей живописи Кама. Его правая рука покоится на сиденье кресла; в левой у него опахало из хвоста белой лошади с ручкой, богато украшенной резьбой. Один из лхо-па, житель гималайских горных долин, держит перед ним курильницу для возжигания благовоний. На танках школы Центрального Тибета такие курильницы являются обычными для самих архатов. Архат облачен в верхнее одеяние светло-фиолетового цвета, нижнее одеяние имеет пурпурный цвет; его мантия, накинутая на левое плечо, зеленого цвета с голубыми полосами.

Рядом с ним – архат Аджита, изображенный сидящим в индийской манере на маленьком матраце (тиб. ՚bol-gdan), покрытом ковром, руки покоятся на стволе дерева. Нижняя одежда темно-пурпурового цвета, верхняя (bla-gos) – цвета желтой охры с зелеными полосами. Перед ним коленопреклоненная фигура человека в голубой мантии.

Ванаваси и Калити изображены в нижнем ряду. Архат Ванаваси (тиб. Nags-na gnas) восседает на троне. В левой руке он держит опахало, правая рука поднята. Он одет в индийском стиле, на нем одежды желтого цвета, окаймленные голубым, и накинутая на левое плечо синяя мантия; на ногах – зеленые китайские туфли. Перед ним стоят два ученика: один, в монашеском одеянии, держит сосуд с курящимися в нем благовониями – из облака курений возникает образ небольшого китайского храма, приютившегося около утеса; второй ученик – это лхо-па, держащий пару кимвалов. На заднем плане изображены лесистые острова посреди озера, на берегах которого играют нимфы. Между основными фигурами вставлены три миниатюры, представляющие сцены из жизни Будды.

Ил. III. Танка, подписанная «2-я справа».  Вверху: справа – Ваджрипутра, слева – Канакаватса, в левом углу – Арья Асанга.  Внизу: справа – Бхадра, слева – Канакабхарадваджа.  Справа от них: сцены из жизни БуддыНа танке № 3, помеченной «вторая справа» на тибетском ярлыке, закрепленном на обороте, представлены архаты: Ваджрипутра (пятый в тибетском списке), Бхадра (шестой), Канакаватса (седьмой) и Канакабхарадваджа (восьмой).

В верхнем ряду мы видим Ваджрипутру и Канакаватсу. Ваджрипутра восседает на подушке, опираясь на левую руку и держа опахало. Голова его запрокинута, а взгляд устремлен на гигантского дракона, вылетающего из-за облака. Одежда архата – цвета темной охры с красными полосами. Перед ним стоит слуга. Поза этого архата на данной танке совершенно необычна, она никогда не встречается на полотнах центральнотибетской школы.

Рядом с ним фигура архата Канакаватсы (тиб. gSer-bé u) с арканом, который он держит в руках. Мудрец сидит в индийской манере, со скрещенными ногами, на леопардовой шкуре. Позади него возвышается дерево, около которого изображен рыкающий тигр. Невдалеке человек в крестьянской одежде взбирается по стволу бамбука, служащему водопроводной трубой, которая наполняет водоем с плещущимися в нем птицами. В левом верхнем углу изображен Арья Асанга (тиб. ՚Phags-pa Thogs-med), руки которого сложены в знаке размышления.

В нижнем ряду мы видим Бхадру и Канакабхарадваджу. Архат Бхадра (тиб. Bzaṅ-po) сидит на стволе дерева, опираясь на ползучее растение, свисающее с него; левая нога, согнутая в колене, покоится на правой. Он изображен в одной из поз размышления, созерцающим в сосредоточении; ладонь его правой руки застыла в знаке доказательства. Его синяя мантия и нижняя желтая одежда определенно китайского происхождения. Однако его поза совершенно необычна: в живописи Центрального Тибета он изображается сидящим в индийской манере со скрещенными на подушке ногами, в глубокой медитации, иногда с книгой в руке, перед ним стоит монах с сосудом и веером в руках; слуга подносит ему корзину с фруктами.

Архат Канакабхарадваджа (тиб. Bha-ra-dva-dsa-gSer-cân) восседает на ковре, его руки сложены на левом колене. На полотнах Центрального Тибета он обычно представлен погруженным в глубокую медитацию. На нашей танке архат изображен с большими круглыми серьгами, в костюме китайского стиля. На нем лиловая, окаймленная голубым одежда с оранжевой мантией, украшенной золотым рисунком и накинутой на плечо. Слуга держит над ним китайский фонарь.

На этой же танке воспроизведены многочисленные сцены из жизни Будды:

1) Пострижение волос перед Святейшей Ступой (тиб. mchod rten rnam-dag). Детали эпизода интересны. Перед сидящим Бодхисаттвой изображены преданный конюх Чандака на коленях, держащий корону царевича, и оседланный конь Кантхака.

2) Искушение со стороны Злобного Мары. Бодхисаттва восседает, медитируя под деревом Бодхи, а Злобный Мара нашептывает ему на ухо через длинную черную трубу.

3) Будда дает наставление своим первым ученикам.

4) Первая проповедь в Бенаресе.

5) Будда получает в дар монашескую чашу; находящийся рядом дэва подносит ему Дхармачакру.Ил. IV. Танка, подписанная «1-я слева».  Вверху: справа – Рахула, слева – Бакула.  Внизу: справа – Пиндолабхарадваджа, слева – Чудапантхака

Танка № 4, помеченная «первая слева» на тибетском ярлыке, представляет архатов Бакулу (Накулу, девятый в тибетском списке), Рахулу (десятый), Чудапантхаку (одиннадцатый) и Пиндолабхарадваджу (двенадцатый).

Бакула и Рахула изображены в верхнем ряду. Бакула (тиб. Ba-ku-la) восседает на троне, держа в руках мангуста, извергающего драгоценность в шарф, протягиваемый слугой. Одеяния архата красного и желтого цвета, богато украшенные золотом.

Рахула (тиб. sGra-gcân-dsin) восседает на ковре, разостланном под деревом, и держит корону. Перед ним бхикшу и йогин приготавливают стол для приношений. В верхнем левом углу изображен Арьядэва (тиб. ՚Phags-pa՚i lha).

В нижнем ряду помещены Чудапантхака и Пиндолабхарадваджа. Первый восседает со скрещенными ногами на обычном троне тибетского ламы (тиб. bla-ma՚i khri), в правой руке он держит четки. На танках центральнотибетской школы он изображается медитирующим, с руками, сложенными в мудре размышления. Его одеяние красного цвета с синими полосами; мантия цвета золота наброшена на левое плечо; стоящий напротив него слуга-бхикшу выбирает цветы в корзине, покоящейся на цветке лотоса, поддерживаемом золотым драконом.

Архат Пиндолабхарадваджа (тиб. Bha-ra-dva-dsa bSod-sṅoms-len) у бамбуковой рощицы восседает на низком табурете, покрытом голубым ковром. Он опирается о бамбуковый ствол, в то время как слуга-бхикшу подносит ему чашу пожертвований. На танках школы Центрального Тибета его атрибутами являются книга и вышеупомянутая чаша. Ноги архата покоятся на цветке лотоса.

Помимо четырех основных фигур на танке изображены следующие сцены из жизни Будды:

1) Его рождение в роще Лумбини.

2) Его жизнь во дворце в бытность царевичем Сиддхартхой.

3) Великий Уход (Mahābhiniṣkramaṇa).

Ил. V. Танка, подписанная «2-я слева».  Вверху: справа – Гопака, слева – Пантхака.  В углу: ВасубандхуНа танке № 5, помеченной «вторая слева», изображены архаты Пантхака (тринадцатый в тибетском списке), Нагасена (четырнадцатый), Гопака (пятнадцатый) и Абхеда (шестнадцатый).

В верхнем ряду изображены Пантхака и Гопака. Архат Пантхака (тиб. Lam-bstan) со скрещенными ногами восседает на троне, держа перед собой книгу. Его одеяние лилового цвета с голубой каймой. На левом плече – богато украшенная мантия цвета золота. Рядом с ним находится архат Гопака (тиб. sBed-byed), сидящий на разостланном под деревом ковре. Правая нога, согнутая в колене, покоится на левой. В правой руке он держит книгу, погруженный в размышления. На нем пурпурное одеяние и зеленая мантия.

Нагасена и Абхеда изображены в нижнем ряду. Архат Нагасена (тиб. kLu՚i-sde) сидит со скрещенными ногами на подушке, держит посох странника и сосуд. Его обшитая золотом мантия накинута на плечи. Слуга подносит ему корзину с фруктами. Архат Абхеда (тиб. Mi-phyed) восседает на троне ламы, опустив голову на правую руку. Рядом с троном стоит колонна, поддерживающая ступу. На танках школы Центрального Тибета этот архат изображается в позе медитации, совершающим мудру размышления и поддерживающим маленькую ступу. Его одеяние зеленого цвета; красная мантия наброшена на левое плечо. У подножия трона стоит слуга с двумя львами.

В левом верхнем углу, наряду с несколькими небольшими сценками из жизни Будды, изображен Васубандху (тиб. dByig-gṅên) – знаменитый автор Абхидхармакоши.

Танка № 6, помеченная «третья справа», представляет охранителя религии (bstan-pa՚i sbyin-bdag) Хвашана, со скрещенными ногами, держащего четки и раковину. Он окружен юношами, приготовившимися к танцу, типичному для тибетских религиозных церемоний.

В правом верхнем углу изображена Паринирвана Будды и Его кремация. В левом углу изображены Дигнага и Дхармакирти – столпы буддийской логики. В нижнем ряду мы видим Вирудхаку и Дхритараштру, владык-охранителей юга и востока.

Танка № 7, помеченная «третья слева», представляет охранителя религии Дхарматалу. Он идет, сопровождаемый тигром, держа в руках опахало и сосуд. На спине у архата один из тех деревянных, увенчанных зонтом ящиков, которыми ламы пользуются для ношения книг. Двое его учеников несут сосуд и зонтик. Он одет в китайском стиле, однако его высокие сапоги – тибетские.

В левом верхнем углу с большим искусством изображена сцена Искушения Мары, а также образ Дхармакайи Будды. В правом верхнем углу помещаются Учители Гунапрабха и Сакьяпрабха. В нижнем ряду мы видим Вирупакшу и Вайшравану – владык-хранителей западной и северной сторон света.

 

Ил. VI. Танка, подписанная «3-я справа».  Вверху: Хэшан; сцены Паринирваны и кремации Будды.  В левом углу: Дигнага и Дхармакирти.  Внизу: Вирудхаха и Дхритараштра          Ил. VII. Танка, подписанная «3-я слева».  Вверху: Дхарматала; <br>Искушение Мары; <br>Гунапрабха и Шакьяпрабха.<br>Внизу: Вирупакша и Вайшравана

 

Таковы танки, составляющие данную серию.

Кам – самая богатая произведениями искусства провинция Тибета. Она, без всякого сомнения, поставляет, наряду с лучшими произведениями живописи и скульптуры, также и лучших мастеров. В крупных монастырях Центрального Тибета большая часть фресок исполнена специально приглашенными для этой цели мастерами из Кама. Мастер кампа пользуется широкой славой, и многие живописцы из Центрального Тибета умышленно присваивают себе титул кампа или гордятся тем, что выучились живописи под началом знаменитого учителя искусств из провинции Кам.

Самые лучшие произведения искусства Центрального Тибета не могут превзойти танок из Кама ни по богатству деталей, ни по тонкости рисунка, ни по изысканному качеству красок, так как эта школа имеет за плечами многовековую художественную традицию.

 

 

Начало страницы