ruenfrde
Скрыть оглавление

Древняя китайская скульптура. 1929

Публикуется по изданию:

Рерих Ю.Н. Древняя китайская скульптура / Ю.Н. Рерих. Тибет и Центральная Азия. T. II: Статьи. Дневники. Отчёты / Сост. В.А. Росов. – М.: Рассанта, 2012. – С. 11-14.

 

Первая публикация:

Early Chinese Sculpture / G. Roerich // New York American: A Paper for People Who Th  ink. 1929. Nov. 17. P. 2. Sunday. – Англ. яз. – Опубл. на рус. яз. под назв. «Древняя китайская скульптура».

 

 

В последние тридцать лет к западному миру пришло осознание художественной ценности произведений древнего Китая.

Эти работы, порой гениальные, свидетельствующие о чрезвычайной интенсивности художественной жизни, распространившиеся некогда с другого берега Тихого океана, занимают сегодня почётное место в частных и общественных коллекциях. Искусству, которое родилось и развилось в недрах цивилизации, совершенно отличной от нашей, удалось нас покорить.

Музеи и частные коллекции Америки чрезвычайно богаты произведениями древнего китайского искусства. Например, коллекции Майера (Meyer), Холмса (Holmes) и Чейта (Chait) содержат великолепные образцы примитивной китайской скульптуры и бронзы.

Китайскую скульптуру всегда отличал религиозный характер, выражавший духовные и нравственные стремления художников и их эпохи. Первые образцы этого искусства мы находим в рельефах и маленьких глиняных статуэтках периода Хань (206 до Р. Х. – 220 после Р.Х.). Более ранние предметы китайской скульптуры очень редки, за исключением некоторых экземпляров бронзы, датируемых второй половиной периода Шу. Настоящая каменная скульптура появляется только в период Хань, её реалистический характер контрастирует с преимущественно орнаментальным стилем эпохи Шу.

Во многих отношениях период Хань открыл новую эру в развитии китайской цивилизации. С установлением обширных дипломатических и торговых связей со странами Запада в Китай хлынул поток привозных товаров, имевший благотворное воздействие на развитие искусства.

Наибольшего совершенства примитивное искусство эпохи Хань достигло в анималистической скульптуре. Это было результатом сильного влияния центральноазиатского условного стиля, в котором фигуры животных широко использовались в качестве орнаментального мотива. Недавно было доказано, что распространителем этого замечательного стиля, яркие достоинства которого необходимо признать, явились иранские племена, заселившие в те времена области Центральной Азии. Иранское влияние оставалось очень мощным в течение всего периода династии Хань и давало себя чувствовать также в позднейшие эпохи.

Большая часть сохранившихся скульптур эпохи Хань датируется временем второй династии Хань (с 25 по 220 после Р.Х.). Этот период высокой художественной активности представлен в основном каменными столбами и стелами, возвышавшимися при входах в гробницы. Доктор Башелл (Bushell) в 1881 году был первым, кто обратил внимание западного мира на древние каменные барельефы; но гораздо больше обязаны мы надлежащей оценкой художественного значения скульптур Хань синологу Эдуарду Шаванну (Chavannes). Эти рельефы являются драгоценными документами, с обилием подробностей иллюстрирующими религиозную и светскую жизнь Китая; часто они представляют сцены из легендарной истории. Мы видим Си-ван-му (Si-wang-mu), аналог западной Божественной Матери; трёх великих суверенов и четырёх императоров древнего Китая, основателей китайской цивилизации. Другие рельефы представляют нам охотничьи выезды или сцены, взятые из жизни знаменитых мужчин и женщин того времени.

После пробела приблизительно в один век мы оказываемся перед лицом нового расцвета искусства скульптуры. Кочевое племя Восточной Монголии, основавшее династию Вэй, принесло с собой новое, отличное от прежнего искусство (с IV по VI век). Именно к периоду Вэй относятся две первые буддийские скульптуры Китая.

Монументальные скульптуры пещерных храмов Юн-кан (Yun-Kang) в Южном Шаньси (середина V века) и Лун-мэн (Lung-men) в Хэнане (начало VI века) свидетельствуют об интенсивном религиозном чувстве этого периода. Они навсегда останутся самыми прекрасными и самыми искренними созданиями китайской религиозной скульптуры.

В скульптурах эпохи Вэй мы обнаруживаем далекий отзвук индийского искусства Гандхары, которое господствовало в Центральной Азии и оказало влияние на произведения буддийского искусства.

Помимо массивных скульптур, период Вэй оставил большое число маленьких бронзовых статуэток, часто датированных, которые представляют значительный интерес.

Традиция Вэй продолжалась до VI века. Следующий период свидетельствует о всё более ощутимом воздействии Индии на китайские школы скульптуры. Влияние индийской эпохи Гупт становится преобладающим в скульптуре в правление северных династий Ши и Шу.

Художники периода Суй создавали замечательные монументальные скульптуры и достигли совершенства в предметах второстепенного значения, таких как стелы и бронзовые изделия.

От утончённых скульптур периода Суй мы переходим к произведениям ранней эпохи Тан. Эта эпоха, длившаяся с VII по IX век, известна как самый прекрасный период в истории китайского искусства и литературы.

Первоначальное искусство эпохи Тан отличает сильное религиозное одушевление, в конце же этого периода в нём появляются светские сюжеты. Художники Тан оставили нам монументальные творения, такие как императорская гробница области Сиань-фу и несколько скульптур пещер Лун-мэн. Самым мощным ансамблем погребальной скульптуры периода Тан является гробница императора Гао-цзу (Kav-tsun) с подъездной дорогой, окаймлённой монументальными каменными скульптурами.

Многочисленные скульптуры эпохи Тан из камня, дерева и глазурованной глины вдохновлены буддизмом – учением, оставившим столь глубокий след в религиозном искусстве средневекового Китая. Именно ко времени этого плодотворного периода относится создание скульптур бодхисаттв, облачённых в роскошные одежды и драгоценные украшения наследных принцев древней Индии. Изысканная манера драпировки фигур, выражение медитативной ясности на лицах являются результатом длительной художественной эволюции.

Единственный в своём роде памятник буддийского Китая мы находим в пещерах Тысячи Будд в Дуньхуане, расположенных на самой границе с пустыней, на западе провинции Ганьсу, где столетия спустя китайские фермеры, терпеливые и предприимчивые, будут вести борьбу с непрерывным наступлением «Песчаного моря». Эти пещеры, богато украшенные фресками, относящимися к периодам Вэй, Суй и Тан, являются ценнейшим свидетельством религиозного искусства древнего Китая. Помимо фресок и шёлковых свитков, покрытых изображениями, пещеры таят в себе многочисленные скульптуры эпохи Тан.

Дуньхуанские пещеры и множество археологических участков, залегающих под песками Китайского Туркестана, позволяют нам заполнить пробелы в истории искусства Китая. Благодаря сухому климату до наших дней сохранилась яркость красок; богатство композиции свидетельствует о значительности интеллектуальных исканий, разворачивавшихся вдоль караванных путей, пересекавших центральноазиатские пустыни.

По этим памятникам, скрытым в сердце Азии, мы можем изучить и понять многогранную природу китайского искусства периода Тан. Мы в состоянии теперь связать между собой годы длинной цепи художественных усилий, предшествовавших великолепному ренессансу VII и VIII вв. Вся блестящая плеяда наций участвовала в создании искусства той эпохи.

Искусство периода Тан – благородный труд Дальнего Востока. Хотя множество элементов этого явления отзываются лучшими эпохами древней индийской скульптуры и чрезвычайно богатого космополитического искусства Центральной Азии, именно Китаю принадлежит слава наивысшего выражения её художественного гения. Искусство эпохи Тан было порождением великой империи, осознававшей свою господствующую мощь.

Однако при всей изысканности форм скульптуры Тан, декоративности стиля драпировок и безыскусности композиции, во второй половине этого периода можно различить некоторые признаки упадка. Этот упадок усилился при следующей династии. Потребовалось завоевание Китая монгольскими ордами в XIII в., чтобы дать атрофированному искусству новый импульс.

 

Урусвати, Наггар, Кулу.

1929 год

 

 

Начало страницы