ruenfrde
Скрыть оглавление

Великие кочевые империи Средней Азии. 1934

Публикации:

Рерих Ю.Н. Великие кочевые империи Средней Азии // Газета "Русское слово". Харбин. 18 ноября 1934.

То же: // Вестник Ариаварты. 2002. № 2. С. 64–67.

 

Публикуется по изданию:

Рерих Ю.Н. Великие кочевые империи Средней Азии / Ю.Н. Рерих. Тибет и Центральная Азия. T. II: Статьи. Дневники. Отчёты / Сост. В.А. Росов. – М.: Рассанта, 2012. – С. 44-47.

 

Из Предисловия.

Харбинская газета. 1934 г.Статья Ю.Н. Рериха «Великие кочевые империи Средней Азии», как следует из названия, посвящена кочевым народам Центральной или Средней Азии. Она является достаточно цельным фрагментом одной из лекций, которую учёный представил публике во время путешествия на Дальний Восток в составе Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха. Базой экспедиции стал город Харбин, центр русской эмиграции в Маньчжурии. Там художник Рерих вместе со своими спутниками пробыл пять месяцев, предпринимая научные поездки для сбора засухоустойчивых злаков и трав. В дни подготовки к очередному этапу экспедиции, в сентябре-ноябре 1934 года Юрий Николаевич прочитал цикл лекций на Юридическом факультете, одном из ведущих высших учебных заведений Харбина.

Первая, вступительная лекция как раз и называлась «Средняя Азия – колыбель великих кочевых империй древности» (19 сентября). За ней 9 октября 1934-го последовала другая, посвящённая истории Тибета. Затем ещё два выступления: «Китайский Туркестан» и «Великие ханы», в последней лекции речь шла в основном о великих завоевателях Азии – Чингисхане и Тамерлане. Некоторые лекции были повторены докладчиком в Коммерческом собрании и в литературном объединении «Молодая Чураевка», возглавляемом Алексеем Ачаиром, известным поэтом Русского Китая. Большой резонанс в среде харбинской интеллигенции вызвал доклад «Казачество в Средней Азии», устроенный 14 ноября дамским кружком Сибирской казачьей станицы в театре «Весь Мир».

Лекции Ю.Н. Рериха, собранные им в виде рукописного тома, запросила для опубликования местная газета «Русское слово». Автор передал свою рукопись в редакцию. Первая публикация появилась в «Русском слове» 18 ноября. Предполагалось, что за ней увидят свет последующие лекции. Однако накануне вечером, 17 ноября, другая газета – «Харбинское время» – выступила с клеветническими нападками на главу экспедиции, поставив под удар будущее всего Маньчжурского научного проекта. Развернувшаяся в прессе травля повлияла на редакционные планы. Дальнейших публикаций не было. Рукопись лекций, существовавшая в единственном экземпляре, загадочно исчезла со стола редактора газеты. Впоследствии художник Н.К. Рерих неоднократно высказывал сожаление об утрате ценного труда своего сына. Фрагмент этого труда, сохранившийся в виде газетной статьи, представлен в настоящем издании.

 

 

 

Средняя Азия1 – это область вечных снегов и пустынь. Многовековая десикация, вызванная сокращением ледников, питающих горные реки, суровая зима и палящее лето наложили свой неизгладимый отпечаток на природу сердца Азии. Когда мы говорим о Средней Азии, в нашем представлении встают горные хребты, увенчанные высочайшими в мире снежными вершинами, и безбрежные пустыни, проходимые только в зимние месяцы. Известный британский исследователь сэр Ауэрел Стейн назвал эти среднеазиатские пустыни «настоящими, или подлинными пустынями» в отличие от пустынных областей Ближнего Востока, ибо в первых отсутствует всякая жизнь, тогда как вторые ещё в состоянии прокормить немногочисленные племена кочующих арабов.

Суровый характер природы наложил свой отпечаток и на характер населения Средней Азии, и на ход исторических событий. Действительно, Средняя Азия – область великих сдвигов. Когда мы произносим слово – Монголия, мы сейчас же вспоминаем великих монгольских завоевателей и беспримерный размах их воинского дерзания, когда граница Монгольской империи действительно покоилась на арчаке седла монгольского всадника.

Харбинская газета. 1934 г.Когда говорим о Тибете – перед нами встают образы великих буддийских подвижников, явивших миру небывалый пример борьбы человека с самим собой. Говоря о Туркестане, мы вспоминаем великие караванные пути, связывающие страны Запада с областями Дальнего Востока, пути, по которым шёл обмен культурными ценностями и по которым символ креста достиг и утвердился в степях добуддийской Монголии. В этой среде дерзаний и борьбы создавались своеобразные общие черты для всех племён, населяющих Срединную Азию, и потому Восточный Туркестан, Монголия и Тибет представляют из себя известное единство. Для нас, русских, эти области представляют особый интерес, не говоря уже о тысячевёрстной среднеазиатской границе Державы Российской, ибо прошлое Средней Азии тесно связано с нашим прошлым. Только уяснив себе это прошлое, мы будем в состоянии правильно оценить явления истории России и осознать те общие корни, которые неразрывно связывают исконную Русь со странами Востока.

Средняя Азия является обширным внутренним бассейном, ограниченным с юга параллельными цепями величайших горных хребтов Гималаев; северная граница области проходит по Алтаю и вдоль горных хребтов, образующих южную границу Сибирской низменности. На востоке и на западе этот внутренний бассейн переходит в великую Монгольскую Гоби и в пустынно-степные области Русского Туркестана.

Восточный Туркестан – это, собственно говоря, бассейн реки Тарима, реки, берущей своё начало в хребтах Каракорумской горной системы и теряющей свои воды в озере Лобнор. Центральные районы этой области заняты пустыней Такламакан. Южная граница области образована Куньлуньским горным хребтом. На западе область ограничивается Памиром, хребтом Мустаг-ата и южными разветвлениями Тянь-шаньской горной системы. Северная граница области проходит по Тянь-шаньскому хребту. На востоке пустыня Такламакан переходит в Монгольскую Гоби. К северу от Тянь-Шаня лежит Джунгарская низменность, которая по своим физико-географическим особенностям и по составу населения принадлежит к монгольскому миру. В бассейне Тарима культура носит ясный оазисный характер. Отсутствие осадков, возможность земледелия исключительно по долинам рек, уровень которых зависит от таяния снегов в горах, навсегда определили характер политического устройства страны. Оазисы, расположенные по берегам немногочисленных рек, берущих своё начало в Куньлуньском хребте на юге и Тянь-Шане на севере, явились центрами политической жизни области с древнейших времён. К северо-востоку от Восточного Туркестана простирается Монголия, страна необъятных степей, сохранившая и по сей день характер оплота кочевого быта. Эту громадную страну можно разделить на несколько ясно обозначенных областей: северо-западную, или гористую, южную – гобийскую, и восточную, область степей и полупустынь. В смысле растительного покрова страна делится на несколько поясов, явившихся центрами зарождения мощных кочевых империй: южный травянистый пояс, простирающийся к северу вдоль Китайской Великой стены, в настоящее время заселённый китайцами-переселенцами, а в древности явившийся одним из центров гуннской державы; затем гобийский пояс песчаных и каменистых пустынь, за который китайские полководцы постоянно стремились отбросить вооружённые силы гуннских ханов; и наконец северный травянистый пояс, переходящий в лесостепь северных областей Монголии, родина гуннов III в. до Р.Х. и монголов Чингисхана.

К югу от Монгольской Гоби лежит высочайшая в мире горная страна – Тибет. Обычное представление о Тибете как о плоскогорье, или плато, не всегда соответствует действительности. О плоскогорье или, вернее, нагорье можно говорить только в отношении Северного Тибета. Географическая граница Тибета представляет ясно выраженную естественную линию. На севере географической границей является Куньлунь с его восточным продолжением – Алтынтагом и Наньшанем. Южная граница пролегает по главному хребту Гималаев. Западная граница образуется стыком трёх величайших горных систем: Куньлуня, Каракорума и северо-западных Гималаев. На востоке тибетские нагорья переходят в индо-китайские горные системы с меридиональным простиранием.

Юго-восточная граница Тибета ещё совершенно мало изучена, и установление её тесно связано с вопросом о восточном продолжении Гималайского хребта.

Тибет разделяется на две крупные и ясно выраженные области: область северных нагорий и периферическая область Южного и Восточного Тибета.

Область северных нагорий представляет из себя складчатую страну, перерезанную несколькими параллельными горными хребтами. Денудационные процессы сгладили рельеф страны. Одновременно с процессом сглаживания горных хребтов шло поднятие уровня межгорных долин, заполнявшихся наносным материалом, продуктами выветривания горных хребтов. Это интенсивное сглаживание рельефа страны и породило представление о Тибете как о типичном плато. Южная и восточная периферическая область прорезана глубокими горными долинами, в которых текут величайшие реки Восточной и Южной Азии: Ганг, Брахмапутра, Салуин, Меконг и Янцзы.

Эта двойственность в физико-географическом строении Тибета отразилась и на характере быта тибетских племён: северная область травянистых нагорий – исконная родина кочевых племён, сохранивших в чистоте кочевые традиции глубокой древности; южная и восточная области глубоких горных долин явились колыбелью той своеобразной теократической культуры, замкнувшей Тибет от остального мира.

Интерес к странам Средней Азии пробудился ещё в древности. Классическая древность оставила нам фрагментарные сведения о народах среднеазиатских степных областей. Древний шёлковый путь, начинавшийся у берегов Сирии, проходивший затем через Евфрат и Тигр по южному побережью Каспийского моря, по направлению на Балх и Памир и затем пересекавший пустыни Восточного Туркестана, провинцию Ганьсу и оканчивавшийся в Сианьфу, служил тем звеном, по которому проникали сведения о Китае и Средней Азии в страны Ближнего Востока и на Запад. «География» Птолемея сохранила для нас сведения о Китае и Средней Азии, собранные около I века по Р.Х. неким Марием, родом из Тира.

К IV в. и началу V в. по Р.Х. относится путешествие китайского паломника, буддийского монаха Фа-сяня (399–415), посетившего в Индии священные места буддизма и оставившего чрезвычайно ценное описание своего путешествия. Путь его лежал через Восточный Туркестан и Памир. Обратный путь в Китай он проехал морем и в своём описании упоминает об острове Ява.

К VII в. относится замечательное путешествие китайца-буддиста Сюань-цзана, автора ценнейшего описания всего пройденного им пути под заглавием «Записки о западных странах». Выехав из Китая в 629 г., он через Восточный Туркестан достиг берегов Иссык-Куля в Семиречье, откуда через Согдиану, или Русский Туркестан, проник в Афганистан и Индию.

 

Газета «Русское Слово» (Харбин),

18 ноября 1934 года

 

________________________

 

1 В статье Ю.Н. Рерих использует различные термины для обозначения понятия «Центральная Азия» – Средняя Азия, Срединная Азия, Внутренняя Азия. – Прим. ред.

 

 

Начало страницы