ruenfrde
Скрыть оглавление

Искусство и люди. <1960>

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Искусство и люди. Перевод с англ. яз. M.B. Moрочковской / «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015. С. 30–35.

 

История публикации:

То же c др. назв.: // Святослав Николаевич Рерих: сборник. Новосибирск, 2004. С. 38–44.

То же: Искусство и народ // Восход. 2009. № 10. С. 16–18.

То же: // Святослав Рерих: лекции, интервью, беседы, письма / Пер. с англ. К. Гилевич. Одесса, 2013. С. 156–163. (Сер.: «Наследие семьи Рерихов»; вып. 31).

То же: Art and the People / S. Roerich // Rhythm. Calcutta, 1960. Vol. 8, № 3. P. 47–50.

То же: // Indian Nat. Congress, 65-th Sess. Souvenir. Bangalore, 1960. P. 211–213.

То же: // Pen Friend International. New Delhi, 1962. Aug. P. 1–4.

То же: // Bharatha Ratna Pandit Jawaharlal Nehru: Fine Arts and Cultural Acad. Souvenir. Bangalore, 1968. P. 31–35.

То же: // Swayam Sahaya. 1968. Vol. 2, № 10. P. 137–143.

То же: // Cultural Forum. 1971. Vol. 13, № 2. P. 6–10.

То же: // The Contemporary. New Delhi, 1976. Vol. 19, March, № 3. P. 39–41.

То же: // Culture and Life. 1976. March. P. 39–41.

То же: // Rosicrucian Digest. 1982. Dec. P. 16–19.

 

Статья "Искусство и люди" ("Искусство и народ") является существенно переработанным вариантом статьи С.Н. Рериха "Творческая мысль", созданной в 1941 г.

 

 

Искусство и люди

Перевод с англ. яз. M.B. Moрочковской

 

Более четырех столетий тому назад Микеланджело произнес эти вдохновенные слова: «Истинное искусство становится благородным и правдивым с помощью создающего его ума. Для тех, кто чувствует искусство, ничто не делает душу такой праведной и чистой, как попытка создать нечто совершенное, а так как бог – это само совершенство, значит всякий, кто стремится создать что-то совершенное, стремится к чему-то божественному».

А следующие прекрасные слова, анализируя искусство, произнес Р. Тагор: «В искусстве наша внутренняя сущность шлет свой отклик наивысшему, который являет себя нам в мире Беспредельной Красоты, поверх бесцветного мира фактов».

Свами Вивекананда восклицал: «Человек, неспособный чувствовать величие и красоту искусства, не может быть истинно религиозным».

Мой отец Николай Рерих говорил: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата “священного источника”. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем» [Рерих Н.К. Звезда Матери Мира / Пути Благословения – ред.].

Как красивы и возвышенны эти процитированные нами изречения. И хотя они произнесены разными людьми, родившимися в разное время в разных странах, как созвучны они в глубине вдохновлявших их чувств. Такое внутреннее неотъемлемое единство есть единство подлинной Культуры и ветвей Искусства – её выразителей.

С.Н. Рерих.Когда Лейбниц наблюдал за работой Рембрандта, он пришел к выводу, что Рембрандт на обдумывание сюжета картины, на размышления о том, какой должна появиться картина, затрачивает больше времени, чем на её написание. Лейбниц писал: «Рембрандт верил в магическую силу своего взволнованного взора, в силу обращенной к Богу молитвы, в силу слова. Он убежден, что если во время работы радостно на душе, то картина будет излучать радость, а если душа не на месте, тогда картина получится унылой».

Эти слова Лейбница дают нам возможность проникнуть в глубь процесса создания произведения искусства. Иначе говоря, последнее получает собственную жизнь – создатель как бы вселяет душу в инертную материю. Рембрандт, как все великие художники, доподлинно знал – чтобы обратиться к людям посредством произведения искусства, чтобы донести свои сокровенные мысли и чувства, художник сам должен полностью проникнуться духом своего творения.

Если наши слова идут от самого сердца, от всего нашего существа, если мы, выражая свои мысли и чувства, полностью проявляем себя, тогда наше творение будет иметь величайшую силу, величайшее убеждение, т.е. это будет сама истина.

Почему на нас производит впечатление искусство первобытных людей, их простые, зачастую грубоватые линии и формы, абсолютно далекие от технического совершенства, достигнутого в последующие периоды? Потому что ранние работы художников того времени придают нам воодушевлявшую их веру, целеустремленность и искренность чувств с той же волнующей силой, какую ощущали они сами.

Испытывали ли вы когда-либо сильное волнение, когда созерцали прекрасную картину, слушали музыку или вдохновенные слова поэта? Вызывала ли в вас возвышенный трепет прекрасная статуя, великое творение искусства? Работы гениев – это кристаллизация мыслей и эмоций художника, его переживаний и волнений. Они – живые свидетельства, оставленные нам этими вдохновенными душами. Таким произведениям искусства свойственно обладать скрытой внешним покровом силой. Соприкасаясь с ними, мы откликаемся на вибрации, которые изначально вызвали к жизни определенные образы. Нам необходимо сознательно прилагать усилия и мысленно восходить, чтобы стать восприимчивыми к тому влиянию, которое оказывают на нас произведения искусства.

Неслучайно, что народ любит хранить некоторые реликвии, принадлежавшие герою или вождю, – это не только память о них или о том, что связано с ними. Возьмем, к примеру, рукопись или даже автограф. По почерку опытный графолог может определить характер человека. Другими словами, все линии и изгибы могут многое сказать тому, кто умеет расшифровывать их. А для тех, кто этого делать не умеет осознанно, внутреннее содержание останется сокрытым, оказывая при этом влияние, которое будет чувствоваться лишь подсознательно. Невидимая энергия, внутренняя жизнь произведения готова охватить каждого, кто способен уловить её влияние.

Все великие творения искусства в какой-то степени наделены жизнью. Это живые хранители накопленных мыслей и переживаний создавших их художников. В таких произведениях заключен мощный источник неиссякаемой энергии художника, поэтому мы должны дорожить ими и относиться к ним с не меньшим уважением, чем к живым людям с их искренними, великими чувствами.

Однако не приведет ли это нас в какой-то степени к чрезмерному почитанию? Почитание как таковое – это проявление естественной, можно сказать, эволюционной тяги устремиться к чему-то, что находится за рамками повседневной жизни. Оно может привести к деградации лишь в том случае, если обращено в ложном направлении, что характерно для любой фальшивой привязанности. В остальных случаях подобное признание заслуг и мастерства является по сути одним из наиболее достойных чувств. Только стремясь к чему-то прекрасному и великому, мы сможем возвыситься сами, вот почему становится очевидной первостепенная необходимость защищать и охранять всё неисчислимое наследие, оставленное нам прошлыми поколениями.

Давайте же ревностно и с любовью охранять дошедшие до нас творения всех великих людей. Эти великие души, которые оставили нам свои бессмертные творения, всегда будут оказывать влияние на тех, кто сможет настраивать себя созвучно им. Давайте стараться найти достойную цель в жизни, не думая лишь об улучшении нашего материального благосостояния. Давайте посмотрим шире и внимательнее вокруг себя, и жизнь откроется перед нами в новом свете, полном смысла и значения.

Наша жизнь ежедневно наполняется и обогащается новыми прекрасными мыслями и понятиями, которые расширят горизонты нашего восприятия и круг интересов, сделают нас более терпимыми, а идейные устремления наших братьев приобретут величайший смысл благодаря взаимопониманию и сотрудничеству. Давайте украсим свою жизнь, донесем чувство красоты до каждого сердца, в каждый дом. Пусть стремление к Прекрасному станет нашей ежедневной молитвой!

Невозможно совершить насилие под высокими сводами собора, в то время как сделать это в грязном притоне ничего не стоит. Окружая себя Прекрасным, испытывая его влияние на себе и на наших детях, мы будем вознаграждены тысячекратно.

Мы знаем, что цвета влияют на настроение человека. Многократные эксперименты убедительно показали силу их воздействия на наше умонастроение.

Величайшие художники появлялись в тех странах, где более всего поощрялось искусство, как бы вознаграждая за усилия, затраченные в поисках Прекрасного. Сверкающими созвездиями рождались гении там, где сложились условия для их появления.

Давайте вспомним, какое величайшее восхищение вызывают у людей подлинные творения искусства, тот восторг, который сопровождал появление превосходных греческих трагедий Эсхила и Еврипида, вспомним и огромное влияние, оказанное великими поэтами классического периода и Средневековья, а также тот эмоциональный подъем, какой вызывают у людей величайшие творения искусства. Бывают такие моменты, когда люди, человеческие массы внезапно ощущают влияние искусства всем сердцем, всем своим существом и откликаются на этот внутренний зов великих гениев. Люди чувствуют правду, воспринимают эмоции, заложенные в великом произведении искусства, даже если не всегда умеют это объяснить.

С.Н. Рерих ведёт экскурсию. СССРВсякий раз, созерцая какое-либо произведение искусства, будем же помнить о значении того огромного творческого труда, который заложен в его основе, и без всяких предубеждений стараться прочесть в нем глубинный смысл, настраиваясь как на внутренний мир самого художника, так и на те сложные высшие силы, которые воздействовали на него в момент озарения и творения.

Подобно Прометею подлинный художник спускает к нам на Землю Небесный огонь своего великого вдохновения, опыта и красоты, и подобно Орфею выстраивает он посредством гармонии своего искусства стены Града Небесного.

Невозможно описать или выразить словами значение искусства в нашей повседневной жизни. Занятия искусством не только развивают человека и обогащают его опыт, но и способствуют кристаллизации человеческого гения, высвобождению творческой энергии, присущей каждому. Этот таинственный творческий импульс находит бесконечное множество проявлений: от взмаха крыла бабочки, опускающейся на цветок, который ждет опыления, до радостной трели птицы, когда она привлекает партнера, забывая обо всём в возвышенном творческом экстазе.

Кто может измерить истинную пользу, приносимую людям великим искусством? Во многом его влияние невозможно ни оценить, ни измерить. Можно здесь упомянуть хотя бы материальную пользу, ведь искусство прививает вкус, привлекает людей, приносит славу стране, дань восхищения и уважения обществу и народу, которые создали великие произведения.

Огромные суммы, затраченные на сооружение Тадж-Махала*, окупились тысячекратно не только славой его создателей или тем, что он стал неиссякаемым источником восхищения, вдохновения и подражания, а также предметом исследований и дискуссий. В течение многих столетий Тадж-Махал являлся также источником заработка для многих ремесленников, которые изготовляли копии этого знаменитого сооружения или некоторых элементов его декора.

Долгом любого просвещенного правительства или главы сообщества является стремление поддерживать национальных гениев, помогать им проявить себя, создавая необходимые условия. Кто может предсказать, где и когда появится гений и какую безусловно огромную пользу он принесет нам?

Подлинное искусство будет поощряться многочисленными достойными примерами, ведь искусство, как и сама жизнь, воспроизводит себя, облагораживая и возвышая наше бытие.

Вот как описал изобразительное искусство Леонардо да Винчи: «Тот, кто не признает искусство живописи, тот отрицает философское и чувственное созерцание мира, так как живопись – это законная дочь или, точнее, внучка природы. Всё сущее на Земле порождено природой, от которой, в свою очередь, произошла и наука живописи. По этой причине я утверждаю, что искусство живописи является внучкой природы и ведет родство от самого Бога».

Кто мог лучше сказать об этом, чем великий Мастер?

В заключение я бы хотел рассказать старинную русскую легенду, которая дошла до нас из Средневековья. Когда Христос должен был вознестись в Рай, к нему приблизились бродячие певцы и спросили: «Великий Боже, на кого ты нас покидаешь, как мы будем жить без тебя?» И Христос ответил: «Дети мои, я дам вам золотые горы и серебряные реки, и прекрасные сады, вы будете жить счастливо и в достатке». Тогда Святой Иоанн приблизился к Христу и сказал: «Господи, не давай им золотые горы и серебряные реки. Они не сумеют их охранить, и тот, кто наделен богатством и властью, нападет на них и отберет золотые горы. Дай им лишь имя твое, твои прекрасные гимны и заповедуй, что все те, кто сумеет их услышать и воздать им должное, и кто поможет певцам и защитит их, найдет врата Рая открытыми». И Христос ответил: «Да, я дам им не золотые горы, но мои священные гимны, и все, кто их воспримет, найдут врата Рая широко распахнутыми».

[1960]

 

* Тадж-Махал – белый мраморный мавзолей, построенный в 1630–1653 гг. на реке Джамна близ Агры в Индии. Сооружен императором Шах-Джаханом в память о своей любимой жене. Является знаменитым образцом индо-исламской архитектуры, сплавом мусульман­ского и индуистского стилей.

 

 

 

 

Начало страницы