ruenfrde
Скрыть оглавление

Николай Рерих. 1948. Нью-Дели

Публикуется по изданию:

«Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015.

 

История публикации:

Roerich S. Nicholas Roerich // Nicholas Roerich: memorial vol. / edited by R.C. Gupta. Bombay: The Youths’ Art & Culture Circle, [1948]. P. 13–14. – Перевод с англ. яз. M.B. Морочковской.

 

 

Николай Рерих.

Выступление на Всеиндийском радио. Нью-Дели. 1948

Перевод с англ. яз. M.B. Морочковской

 

Друзья!

Сегодня я расскажу о моем отце Николае Рерихе и его жизненном и творческом пути.

В рамках короткой трансляции сложно дать исчерпывающий обзор его деятельности, поэтому я остановлюсь лишь на самых важных этапах его работы, а также наиболее ярких достижениях.

Сфера его интересов и достижений не ограничивалась национальными рамками, и непросто найти страну, в которой бы не было группы последователей или общества, посвятивших себя цели распространения его идеалов.

С.Н. Рерих. Портрет академика Н.К. Рериха. 1937 г.Отец родился в 1874 г. в Санкт-Петербурге и получил образование сначала в России, а затем за границей. Он одновременно учился на юридическом факультете, факультете истории и филологии, в Академии художеств и в Археологическом институте [1], а кроме того посещал бесчисленные лекции по смежным с историей и искусством предметам. Закончив учебу в России, он продолжил практику за границей, в частности в Париже, занимаясь под руководством Кормона, а затем много путешествовал по Европе. Этот богатый образовательный фон явился тем прочным фундаментом, на котором он впоследствии выстроил великолепный Храм Мысли и Осознания.

Великолепная память отца хранила всё, что он ей когда-либо доверял.

В неутомимых поисках истины он изучил все философские направления; особенно его занимали индуизм и буддизм.

Его эрудиция, объем активных, если можно так выразиться, полностью усвоенных знаний был огромен. Великий русский писатель Максим Горький назвал его «величайшим интуитивистом», поскольку всё, что бы он ни изучал, ни созерцал, он тотчас мог разложить на основы. И в своем художественном творчестве и поэзии он всегда стремился наиболее точно, выразительно и правдиво отразить то, что чувствовал и видел, к какому бы предмету он ни обратился. Истинный синтез внутреннего содержания и внешней формы.

Прежде всего, он был человеком высочайших идеалов и принципов. Его жизнь – образец неустанного стремления к совершенству, гармонии и служению человечеству. И весь его жизненный и творческий путь есть свидетельство праведности, которой было наполнено всё его бытие.

Его жизнь всегда была тщательно организована, и её можно описать как последовательное, поступательное, идеально выверенное устремление в определенном направлении. Он никогда не тратил время впустую и предельно экономно использовал средства, необходимые для достижения определенной цели. Отец сумел достичь столь многого именно благодаря удивительно организованному и упорядоченному мышлению и труду. Весь его путь можно охарактеризовать как множество сплетенных воедино жизней. Если обратиться к его художественным достижениям, он написал более шести тысяч полотен, не считая церковных фресок и монументальной росписи в общественных зданиях, а также эскизов мозаик и архитектурных проектов. Он создал декорации к постановкам произведений Вагнера, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Бласко Ибаньеса, Метерлинка и др. Его костюмы и декорации к русским балетам «Князь Игорь» и «Весна Священная» стали сценической классикой, а известный немецкий критик Вильгельм Райттер счел его прочтение Вагнера наилучшим [2]. В своих ранних работах он в основном обращался к историческим темам, но после периода заметного развития и создания декоративных и пророческих полотен он стал великим певцом Гималаев, а также и множества концептов, которые они символизируют. Этот последний период принес ему имя «Мастера гор». На тысячах полотен, посвященных Гималаям, он изобразил их во всем бесконечном разнообразии настроений, переливов и образов.

Индия являлась для него многозначным понятием. В его видении Индия была богатейшим вместилищем древней мысли, красоты и мудрости. Он был для этой страны истинным другом, потому что хорошо знал подлинно индийские ценности. Из Гималаев, его обиталища, по всему миру распространялись его слова и творения – тысячи и тысячи людей в разных уголках света смотрели на его картины, слушали его послания и проникались знанием о Новом Мире Красоты и Надежды.

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха с кристаллом (Портрет профессора Николая Рериха с кристаллом). 1937 г.В литературной сфере он оставил множество книг о культуре и искусстве, а также научные исследования и путевые дневники. Не считая бесчисленных очерков и статей, его опубликованные работы составляют 27 томов. Его просветительская деятельность охватывает множество стран. В России он был директором Общества поощрения художеств [3], направлял и вдохновлял тысячи учеников, посещавших школы Общества. Позже он основал в Америке и других странах Мастер-Институт объединенных искусств [4], Международный центр искусств [5], Академию Рериха [6] и многие другие организации в сфере культуры и искусства. Отец был президентом, председателем и почетным членом многочисленных организаций, учреждений и научных обществ во всем мире, а также членом полудюжины академий. В рамках исследовательской деятельности он провел несколько экспедиций в Центральную Азию и Тибет [7], его труды по археологии и истории принесли ему международное признание. Отец организовал изучение Западных Гималаев, под его началом проходили исследования в области этнологии, истории, филологии, ботаники, зоологии и традиционной медицины этого региона. Но, несмотря на все эти многочисленные занятия и увлечения, он никогда не отклонялся от основного и наиболее важного в его жизни дела – побуждения людей к глубокому постижению вечных общемировых и общечеловеческих ценностей. Он верил, что уже сами по себе эти величайшие ценности подлинной культуры и красоты могут объединить человечество, предоставляя общую основу для взаимопонимания. Вся его жизненная философия, его глубокое миропонимание, отраженные в многочисленных его работах, сводятся к вере, к убеждению, что красота и гармония во всём многообразии их проявлений на этой планете приведут человечество к порогу лучшего и более счастливого мира, в котором царит взаимопонимание и сотрудничество.

Осознание красоты в нашей жизни он считал непременным условием для человечества, и его собственная жизнь явилась наилучшим примером, иллюстрирующим его учение. Сообразно великому наставлению Конфуция, давшему столь замечательное определение совершенного человека, мой отец обладал натурой цельной, абсолютно гармоничной. Он был убежден, что на Земле мы должны устремляться к лучшей жизни ценой собственных трудов и усилий. Оставленное им богатейшее наследие не исчерпывается множеством изданных его работ, и едва ли найдется страна, в которой бы не почитали его работы или его призывы не встретили бы отклика в том или ином виде. Когда профессор Радхакришнан сказал в своем послании о том, что «Индия и весь мир не забудут его служения», он выразил чувства бесчисленных почитателей его идеалов. Благодаря своим деяниям в каждом уголке мира он заслужил уважение, а в близком его окружении знали, что в каждой своей мысли или поступке он воплощал собственную философию и учение.

Ценнейшим вкладом в укрепление взаимопонимания между нациями явился созданный им Пакт о международной защите культурных ценностей, памятников и учреждений во время войны или гражданских волнений [8]. Этот договор впоследствии стал известен как Пакт Рериха. К нему присоединились 36 наций, а фактически он был подписан 21 государством, в том числе Соединенными Штатами Америки. В некоторой степени этот договор схож с инициативой Международного Красного Креста, однако предназначался он для защиты культурного наследия человечества и привлечения внимания к тем ценностям, которые составляют общее наследие всего цивилизованного мира. Подобно Красному Кресту, особое отличительное знамя или флаг должен обеспечивать неприкосновенность культурных объектов, символ этот обозначен заключенными в кольцо тремя красными сферами на белом фоне. Значение этого символа можно интерпретировать как единство прошлого, настоящего и будущего в кольце вечности. В Индии политические и культурные лидеры сформировали комитет, чтобы содействовать принятию Пакта в Индии [9], и мы надеемся, что эта страна, обладающая удивительными культурными сокровищами, вскоре не только подпишет Пакт, но и встанет во главе этого движения за культурное единство.

В заключение позвольте мне обратиться к вам словами моего отца:

 

Нет иного пути, о друзья, рассеянные по свету,

Пусть мой призыв достигнет ваших сердец!

Давайте объединимся невидимыми

нитями Прекрасного. Я обращаюсь к вам;

Я взываю к вам; во имя Красоты

и Мудрости, сплотимся же во имя

Борьбы и Труда. В эти дни

Армагеддона давайте задумаемся

о Вечных Ценностях, являющихся

краеугольным камнем Эволюции, –

Сатьям, Шивам, Сундарам [10].

 

 

 

[1] В Императорском Археологическом институте Н.К. Рерих также читал лекции на тему «Художественная техника в применении к археологии» в 1898–1899 гг.

[2] Вероятно, Ritter W Artisti contemporanei: Nicolas Roerich // Emporium: Rivista mensile illustrata d’arte, letteratura, scienze e varieta / Istituto Italiano d’arti grafiche. Bergamo, 1910. Vol. 31, № 183. P. 164-178. – Итал. яз.

[3] Так в тексте. Н. К. Рерих был директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств в 1906–1917 гг.

[4] Мастер-Институт Объединенных Искусств основан 17 ноября 1921 г. в Нью-Йорке.

[5] Международный центр искусств «Corona Mundi» («Венец Мира») основан в сентябре 1922 г. в Нью-Йорке.

[6]Вероятно, речь идет о RoerichAcademyofArts, которую основали сотрудники Рерихов в США во второй половине 1930-х гг.

[7] Речь идет о Центрально-Азиатской экспедиции (1925–1928), Маньчжурской экспедиции (1934–1935) и экспедициях Гималайского института научных исследований «Урусвати» в области Западных Гималаев (начало 1930-х гг).

[8] Официальное название документа – Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», подписанный 15 апреля 1935 г. в Белом Доме в США.

[9] В 1948 г. Индия примкнула к Пакту Рериха во многом благодаря усилиям С. Н. Рериха.

[10] Слова мантры «Satyam, Shivam, Sundaram» – «Истина, Благость, Красота».

Статья Н.К. Рериха «Щит» из книги «Адамант» (1924) заканчивается этими же словами в другом переводе на русский язык: «Нет иного пути. И вы, друзья, в рассеянии сущие! Пусть и к вам просочится зов мой. Соединимся невидимыми проводами духа. Вас зову. К вам обращаюсь. Во имя красоты и мудрости, для борьбы и труда соединимся».

 

 

 

 

 

 

Начало страницы